В Камбодже есть внутренние авиаперевозки, которые соединяют Пномпень [Phnom Penh], Сием Рип [Siem Reap] и Ратанакири [Ratanakiri]. Можно, так же, путешествовать по воде. Многочисленные каналы, реки и озера, соединяют различные пункты на территории всего королевства. Кстати, путешествия по воде могут быть значительно более красочными, чем по дорогам.
Стоит отметить, что передвижения в автобусе становятся все более популярными. По дорогам Камбоджи ездят автобусы самых разных классов, начиная от старых колымаг без окон и дверей, и заканчивая 2-х ярусными громилами с туалетом и телевизором. Так же, можно пользоваться услугами такси.
В Камбодже есть железная дорога. Путешествие на поезде, безусловно, более чем бюджетное, но не безболезненное. Средняя скорость поезда не превышает 20 км/ч.
Просмотреть Камбоджа: Транспорт на карте большего размера
Катер/Лодка
Более 1 900 км судоходных путей оплетают Королевство Камбоджи. Именно судоходство, является ключевым в транспортной системе страны. Быстроходные катера и моторные лодки соединяют Сием Рип, Баттамбанг [Battambang] и Пномпень. Озеро Тонле Сап [Tonle Sap] и река Меконг доступны для судоходства. Однако, с конца Февраля по Июль, они доступны, в основном, для маленьких судов. Это связано с тем, что для сухого сезона, характерен очень низкий уровнь воды.
Самым популярным судоходным направлением является, конечно же, Сием Рип – Пномпень. На соегодняшний день, не оспоримым остается тот факт, что иностранцам за путешествие по данному маршруту, приходится платить двойную цену – это априори. Однако в стоимость билета входит такая привилегия, как путешествие на крыше катера и созерцание пейзажей Тонле Сап. К сожалению, за 5-6 часов пути, головокружительных пейзажей будет не так много. Озеро Тонле Сап очень большое, и скорее походит на море, особенно в сезон дождей. Но ни островов, ни какого-либо другого колорита, на протяжении всего пути, вы не найдете. Исключением, пожалуй, могут стать низко проплывающие и невероятно живописные облака, а так же изредка встречающиеся лодки с рыбаками, местными жителями или маленькие деревушки озерных поселенцев.
Водный путь, соединяющий Сием Рип и Баттамбанг, безусловно, намного интересней и колоритней. Великолепные пейзажи не оставят вас равнодушными и, наверняка, надолго останутся в вашей памяти. Скорее всего, вам не захочется спускаться в кабину и вы проведете все время маршрута на крыше катера.
С недавнего времени, у путешественников появилось возможность пересекать границу с Лаосом [Laos] по Меконгу. Скоростная ракета ходит по реке, соединяя Стюнг Тренг [Stung Treng - Cambodia] и, непосредственно, пограничный пункт. Безусловно, этот вариант передвижения является очень быстрым, но (!) он же, является и очень опасным. Во-первых, из-за количества людей, которые находятся на этих судах, а во-вторых, пересекать границу, часто, приходится после наступления темноты. А как известно, делать этого не стоит!
Так же, популярны направления Сиануквиль – Кронг Кох Конг [Krong Koh Kong]** и Пномпень [Phnom Penh] Камбоджа– Ша Док [Chau Doc] Вьетнам.
** Кронг Кох Конг принадлежит Камбодже, но находится на самой границе с Тайландом и именно поэтому очень удобен при переходе границы.
Важно: Предпочитая путешествие на крыше катера, не стоит забывать о палящем тропическом солнце. Не забывайте про головной убор и солнцезащитный крем и головной убор.
Путешествие автостопом
Путешествие автостопом небезопасно в любой стране мира и мы рекомендуем отказаться от этой идеи. Те из вас, кто все же, предпочитают данный вид передвижения, должны понимать, что подвергают себя риску. Несмотря на то, что камбоджийцы очень миролюбивый народ, риск нарваться на неприятности достаточно велик. Если и эти предостережения не остановили вас – советуем вам путешествовать автостопом в паре и всегда сообщать, кому-нибудь о том где вы и куда направляетесь далее.
Автобус
В Камбодже нет общественного транспорта, даже в Пномпене. Однако, частные транспортные компании, соединяют разные города по всей территории Камбоджи на автобусах разного класса.
Большинство основных трасс восстановлены и находятся в прекрасном состоянии. Например поездка в автобусе из Сием Рипа в Пномпень, займет у вас не более 5-6 часов.
Автомобиль, мотоцикл, мопед
Аренда автомобилей и мотоциклов (мопедов) является очень дешевым удовольствием на всей территории Камбоджи. Цена за аренду мопеда, колеблется от 4$ до 7$ в день, а за аренду автомобиля от 35$ до 40$ в день.
Передвигаясь независимо, на автомобиле или мотобайке, вы можете расширить границы маршрутов и соответственно, посетить значительно больше интересных мест. Однако стоит запомнить, что официально, на территории Камбоджи, не действуют международные водительские удостоверения, а для того, чтобы управлять транспортным средством, вам необходимо получить камбоджийские права – в случае туризма – временное разрешение на вождение. Честно говоря, делать мы вам этого не советуем, так как сама процедура отнимет у вас много сил и времени.
Отметим следующее: несмотря на официальный закон, взять в аренду любое транспортное средство не составит большого труда. Люди, сдающие транспорт в аренду, права у вас не спросят – им, мягко говоря, все равно. На дорогах, как правило, права не проверяют…если только вы не стали участником ДТП.
Кстати, принимая решение о самостоятельном вождении транспорта, помните, что движение на дорогах Камбоджи, мягко говоря, сумасшедшее. Советуем вам быть крайне осторожными и не подвергать себя необдуманному риску.
Важно: Как правило, арендуя мотоцикл или мопед, вы будете обязаны подписать некий договор, в котором говорится, что вы обязуетесь выплатить полную стоимость ремонта, если вы повредите мопед или полную стоимость самого транспортного средства, если у вас его украли. К сожалению, такие случаи не редки. Поэтому советуем вам не оставлять мото без присмотра и пользоваться платными парковками там, где эта услуга доступна. Тем более, что цена за парковку редко превышает 0,10-0,20$.
Что же относительно автомобиля, то, как правило, автомобиль сдается в аренду вместе с водителем. И это совсем не плохо, т.к. водители хорошо знают дороги и правила поведения на них, а точнее отсутствие правил как таковых.
Железная дорога
Железная дорога Камбоджи, сыскала себе дурную славу, которая распространилась по всей Юго-Восточной Азии. Совершенно очевидно, что здесь ничего не менялось за последние сто (а то и более) лет. На сегодняшний день, железная дорога не предоставляет услуги пассажирам, а используется только для грузовых перевозок. Однако, если вам хочется приключений и вы настоящий мазохист – авантюрист :), то можно договориться с машинистом, и испытать все прелести ЖД путешествия. Лучшим направлением из худших, мы считаем маршрут, который связывает Такео [Takeo] и Кампот [Kampot], и далее идет прямиком в Сиануквиль. Средняя скорость поезда, не более 20 км/ч, а рельсы, как и мосты, которые вам придется неоднократно пересекать на протяжении всего пути, изрядно деформированы. Зато, вы сможете почувствовать себя настоящим наездником, так как вас будет постоянно подбрасывать, трясти и болтать.
Протяженность одноколейной железной дороги, приблизительно, 645 км. 382 км северо-западного направления были построены еще до Второй Мировой Войны и соединяют Пномпень с Пурсат [Pursat] – 165км, с Батамбанг [Battambang] – 274км с Сисопхон – 302км. 263 км юго-западного направления, были построены в 1969 году и соединяют Пномпень с Такео – 75км, Кампот – 166км и порт Сиануквиль [Sihanoukville] – 228км.